Груз для джиговых приманок

Джиг-головка, «ушастый» груз, груз-пуля, специфические грузила такие как «капля», «палочка» и т.п. для отводного, дроп-шота (drop shot rig) и других поводковых оснасток, забыл еще специальные грузила для оснастки сплит-шот (split shot rig) и…. Пожалуй, все. Это полный перечень видов огрузки джиговых приманок. Как оказывается их не так много. Вот о видах огрузки джиговых приманок, их достоинствах и недостатках, конструкции и пойдет речь в настоящей статье.

В качестве справки

Материалов огрузки силиконовых приманок также не очень много — это свинец, вольфрам, латунь или сталь и олово. Причем в подавляющем большинстве случаев для джиговых грузов используется свинец. Вольфрам дорогой материал, поэтому применяется для ушастых грузов не больших весов, грузов пуль и т.п. не так часто как хотелось бы. Латунь и сталь используется, например, для грузил «пуля» в поводковых оснастках.

Весовая линейка грузов для джига очень широкая. Например, видел литьевые формы для грузов за 200 грамм. Но все, же линейка весов для джига ограниченна и имеет определенный шаг. Если рассмотреть «ушастый» груз, то линейка весов будет следующей. До 10 грамм можно подобрать груз-головки с шагом в 1 грамм.  Можно найти с шагом в полграмма. Такие груз-головки не так распространены, и к тому же «половинчатые» веса изготавливаются примерно грамм до 5.

Свыше 10 грамм и примерно до 32 грамм веса идут с шагом в 2 грамм. От 32 до 60 с шагом в 4 грамма. Так как более тяжелыми весами не ловлю, то не буду приводить конкретные цифры, скажу лишь, что шаг гораздо больше.

Джиг головка

Джиг-головка считается одной из первых форм оснащения джиговых приманок. Джиг-головка представляет собой отлитое на одном конце крючка грузило из свинца. Для джиг-головок используются крючки особой формы с ушком загнутым под 90 или 60 градусов в сторону жала. Такие крючки еще называют Jig Hook.

Форм грузила за многие годы существования джиг-головок напридумано немало. Из наиболее часто встречающихся классический шар, «футбольный мяч», «рыбья голова», «сапожок». Кстати каждая из форм имеет свои преимущества, описание которых заслуживает отдельной статьи.

Монтаж силиконовых приманок на джиг-головке, хотя и был потеснен своим основным конкурентом — шарнирным монтажом, но все равно не потерял своей актуальности и продолжает пользоваться популярностью по сей день. Является это следствием набора преимуществ присущих джиг-головкам.

Жесткое соединение груза и крючка в джиг-головке может быть как недостатком (о чем ниже) так и достоинством. Ведь именно благодаря тому, что крючок жестко соединен с грузом, при проводке крючок всегда располагается жалом вверх. Такое расположение крючка при подсечке является наиболее предпочтительным, так как позволяет максимально эффективно пробивать пасти крупных рыб. Это наиболее актуально для таких рыб как судак, особенно крупный судак.

Еще одним достоинством жесткого соединения крючка с грузом является отсутствие такого явления как «залипание» крючка в петле груза, характерного для шарнирного монтажа. В случае «залипания» крючка, как таковой анимации приманки не происходит и приходится выматывать приманку.

В некоторых случаях, точнее для некоторых приманок без джиг-головок не обойтись. Именно с джиг-голвкой с ее жестким соединением крючка с грузом, игра таких приманок становится наиболее привлекательной для хищника. Существует целый ряд приманок лучшие качества, которых проявляются именно на джиг-головках.

Одним из недостатков монтажа с джиг-головкой является снижение дальности заброса. Обусловлено это, также объемной геометрией приманки. По этой же причине приманка на джиг-голвке дольше тонет. Когда-то это плюс, когда-то минус.

Еще одним из наиболее широко известных минусов джиг-головок это возможность рыбы, используя жесткое соединению крючка с грузилом как рычаг освободиться при вываживании. Понятно, что рыба специально не использует такую возможность, это происходит случайно. Но не стоит забывать об этой особенности джиг-головок обусловленной их конструкцией.

Ну и, пожалуй, отмечу еще один из недостатков обусловленный конструкцией. Так как крючок, на который насаживается приманка, и груз жестко связаны, то нет возможности свободного комбинирования груза и силиконовой приманки. Т.е. нельзя одну силиконовую приманку использовать с разными весами. Поэтому придется иметь солидный запас силиконовых приманок.

Также не получится комбинировать вес и размер приманки. Так как для одной джиг-голвки, имеющей определенный размер крючка, можно использовать приманку только определенного, подходящего размера.

Ушастый

Груз-головка именуемый «ушастым» грузом представляет собой отлитый из свинца груз шаровидной или иной формы, с двумя проволочными петлями, торчащими в разные стороны. К одной петле пристегивается приманка, к другой шнур или поводок. Торчащие в разные стороны проволочные петли и подарили груз-головке такой конструкции название «ушастый» груз или не так часто упоминаемое в последнее время — «чебурашка».

Также как и для джиг-головок форм «ушастых» грузов придумано много. Каждая из них имеет какие-то преимущества и недостатки. Привычная и самая распространенная форма чебурашки – шар. Такой груз в силу физических свойств формы шара, хорошо летит, быстро тонет, также шаровидная форма груза наиболее технологична.

Проволочные петли я для себя разделил на три вида. Первые, в недавнем прошлом наиболее распространенные это «глухие» петли. Т.е. из проволоки формируется два «глухих» колечка, и получившаяся таким образом петелька заливается свинцом.

Присоединение приманки к одной из петелек происходит посредством заводного кольца. При чем важно обратить внимание иногда чтобы приманка была правильно ориентирована, необходимо использовать два заводных кольца, или груз-головку одна из петель у которой развернута на 90 градусов относительно другой.

Второй вид «чебурашек» это появившиеся в последние несколько лет разборные груз головки. Конструктивно разборные груз головки представлют из себя следующее. Свинцовый шар, в котором имеется сквозное, щелевидное отверстие. Проволочные ушки представляют из себя согнутую из проволоки незамкнутую петлю, очень напоминающую скрепку.

Крепление приманки на разборных грузах происходит без участия заводных колец. Крепится приманка напрямую к проволочной петле. Для это достаточно вытащить петельку из свинца, надеть на один из концов проволочной петли ушко крючка и продвинуть приманку по петле до правильного положения. Затем вставить проволочную петлю, с уже надетой приманкой обратно в свинец.

Третий вид это когда в качестве одного из «ушей» груз-головки сформирована из проволоки застежка для приманки. Крепление приманки осуществляется за счет этой самой застежки. Я такими грузами не пользуюсь по ряду причин. Застежка сама по себе вещь не надежная. В целом вся конструкция получается громоздкой, а в частности, застежка удлиняет расстояние от груза до жала крючков, что не всегда желательно.

Не зависимо от конструкции «чебурашки» крепление проволоки в свинце должно быть надежным. На некачественных груз-головках, проволочная петля, под нагрузкой, может выскакивать из свинца. Это чревато потерями приманок на зацепах и сходами рыб. Сама проволока не должна быть слишком толстой, приманка должна свободно двигаться в шарнирном соединении крючка и груза.

Надо заметить, что в настоящее время качество груз-головок стабилизировалось, особенно у известных производителей. Поэтому на описанные выше особенности надо обращать внимание при покупке «чебурашек» малоизвестных производителей.

Основным преимуществом ушастого груза это возможность компоновать приманки и груз-головки в различных сочетаниях. Например, очень удобны «чебурашки» при подборе веса груз-голвки на новом, незнакомом месте, да и на старых проверенных местах, условия могут поменяться, и снова придется подбирать вес груз головок, оставляя приманку туже самую. Также с ушастым грузом легко заменить оснащение с двойником, на приманку в незацепляющемся варианте с офсетным крючком. Т.е. ушастый груз дает рыболову большую свободу действий в подборе приманки и ее оснащения.

Груз «пуля»

Груз «пуля» получил свое название из-за сходства формы с настоящей пулей. Основное предназначение такой формы груза это максимально увеличить проходимость приманки или если быть точным то всей оснастки. Применяется такое грузило в каролинской (carolina rig) и техасской (texas rig) оснастках.

Помимо формы напоминающей пулю, груз имеет сквозное осевое отверстие для поводка и сферическое углубление в тыльной части. Углубление предназначено для пластикового шарика, который бы органично входил в углубление грузила. Пластиковый шарик, или бусина, кому как угодно,  предназначен для предохранения элементов оснастки от воздействия грузила.

Форма груза технологична при изготовлении груза не только методом литья, но и методом механической обработки. Поэтому в качестве материала используется не только свинец. И чаще не свинец. Исходя из экологических соображений, часто используется латунь, сталь. Особенно распространено использования латуни и стали для огрузки джиговых приманок за рубежом.

Груз для отводного, дроп-шота

Конструкция груза для отводного, дроп-шота (drop shot rig) продиктована конструкцией самой оснастки. К грузу не крепится приманка, а сам груз вяжется на конце поводка. Груз имеет одну точку крепления, оформленную в виде специального зажима. Иногда вместо специального зажима используется вертлюжок.

Груз для отводного, дроп-шота (drop shot rig) в общем случае может иметь любую форму: «шар», «капля», «палочка».  Выбор формы груза определяется предпочтениями рыболова или, что чаще, условиями ловли. В большинстве случаев цель одна: снизить количество «глухих» зацепов грузом за грунт. Для этого используются такие формы груза как «палочка», «капля» и т.п. малозацепляющиеся формы.

В местах с большим количеством зацепов, использование грузов с вертлюжками может приводить к большим потерям не только грузиков, но и всей оснастки. По этой причине в таких местах не целесообразно использование грузов с вертлюжками.  В таких условиях используются специальные грузики с упомянутым зажимом для крепления груза на поводке.

Поводок защемляется в зажиме, и при глухом зацепе груза за дно, отрывается только груз, сохраняя всю оснастку. Если быть совсем точным, то груз не отрывается, а соскакивает с поводка. При этом экономятся не только приманки, материал поводков, но и время, на переоснащение. Перевязывать груз не приходится. Так как груз соскакивает, а не отрывается, так еще и не приходится перевязывать поводок, на котором крепится груз.

Груз для сплит-шота (split shot rig)

Груз для сплит-шота (split shot rig) не похож ни на один из других видов джиговых грузов, он по конструкции ближе к грузам, применяемым в поплавочной ловле. Груз для сплит-шота (split shot rig) имеет своеобразную форму обусловленную конструкцией самой оснастки. Оснастка сплит-шот (split shot rig) похожа на королинскую, отличие, как можно догадаться, в способе огрузке. В оснастке сплит-шот (split shot rig), на определенном расстоянии перед приманкой зажимается специальный груз. Грузов может быть как один, так и несколько.

В самом простом варианте груз для сплит-шота (split shot rig) это свинцовый шар, рассеченный до середины на две половины для защемления на леске (как дробинки для огрузки поплавков). Но специализированный груз для сплит-шота (split shot rig) имеет несколько «наворотов», в отличие от простого свинцового шара.

Первый это специальный замок для защемления лески, препятствующий ее выскальзыванию. Замок представляет собой неровную (ступенчатую) форму половинок груза. Второй это форма груза, точнее, ее нижняя часть. Такая форма позволяет сместить центр тяжести вниз, для исключения перекручивания всей оснастки при проводке.

Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(Required)

Proudly powered by WordPress   Premium Style Theme by www.gopiplus.com
Яндекс.Метрика